суббота, 31 марта 2012 г.

Договор морской буксировки


Технологическая схема буксировки широко используется на транспорте. Этот способ транспортировки предполагает приложение транспортным средством своей тяги к объекту буксировки, который и сам может быть транспортным средством, а может представлять собой иной объект.
Договор морской буксировки в национальном праве Украины понимается в соответствии со ст. 222 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ) как договор, в соответствии с которым владелец одного судна обязуется за вознаграждение отбуксировать другое судно либо плавучий объект на определенное расстояние или буксировать его в течение определенного времени либо для выполнения маневра.
Из определений договора морской буксировки следует, что этот договор опосредствует организацию перемещения вещей в физическом пространстве при помощи транспортного средства, что роднит его с договором перевозки груза.
Вместе с тем технологические особенности процесса буксировки с коммерческой точки зрения порождают и существенные различия между договорами буксировки и перевозки, в части обязанностей и ответственности сторон, регламентации документального оформления, особенностей оплаты и сроков и т.д.
На морском транспорте различают буксировку внутрипортовую и межпортовую, которая может быть как каботажной, так и международной.
Внутрипортовая буксировка регулируется, как правило, национальными законодательными актами, правилами и обычаями каждого порта и обычно не требует заключения отдельного договора в письменной форме.
Иная ситуация складывается при организации коммерческой межпортовой буксировки, когда стороны должны оговорить и зафиксировать в договоре все условия транспортировки.
С целью урегулирования и стандартизации коммерческой практики буксировки были разработаны стандартные формы договоров буксировки по аналогии с привычными в морской сфере проформами чартеров и коносаментов.
Так, широко известный договор международной морской буксировки по ставке люмпсум (TOWCON), разработанный Балтийским и международным морским советом (BIMCO), впервые был опубликован в 1985 году. Он был разработан с целью предоставления сбалансированного и практического соглашения в области морской буксировки для международного сообщества. Данная форма предназначена непосредственно для коммерческой буксировки и не используется при портовой буксировке.
TOWCON был в широком обиходе последние 25 лет и стал международным «стандартом» в области буксировки. С целью приведения проформы TOWCON в соответствие с современной торговой практикой в 2007 году было решено пересмотреть старую форму. Ключевым моментом процесса пересмотра являлось более четкое изложение некоторых наиболее громоздких формулировок, а также замена стандартных положений BIMCO последними версиями.
В частности, было внесено несколько новых положений в отношении нотисов, буксировки во льдах, прохода через каналы и проливы, требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств, а также введено новое «описание судна» в качестве приложения к формам.
Пересмотренное соглашение о буксировке приобрело кодовое название TOWCON 2008 и было принято в ноябре 2008 года.
В процессе пересмотра особое внимание уделялось не только внесению необходимых корректировок, но и сохранению известных эксплуатационных пунктов проформы TOWCON.
В новой проформе TOWCON 2008 в предмет буксировки, помимо буксируемого объекта, входит также груз, балласт и иное имущество, находящееся на борту буксируемого объекта.
Обращает на себя внимание положение п. 14 (а) Части ІІ TOWCON 2008, в соответствии с которым наниматель должен принять предмет буксировки незамедлительно в месте назначения. В этом проявляется тесная связь договора буксировки с договором подряда, из которого он предположительно и выделился.
Как и договор перевозки груза, договор буксировки может быть заключен в пользу третьего лица, которое будет иметь как право, так и обязанность принять буксируемый предмет в месте назначения.
Субъектами договора буксировки по TOWCON 2008 являются владелец буксира и наниматель.
Конструкция договора буксировки достаточно сложна. Выделяются следующие последовательные стадии реализации объекта этого договора, соответствующие стадиям оказания услуги морской межпортовой буксировки:
·         подготовка предмета буксировки и буксира к буксировочной операции;
·         предоставление предмета буксировки и буксира;
·         осуществление буксировочной операции;
·         приемка-передача результатов буксировочной операции.
Наниматель должен приложить должную заботливость для обеспечения того, чтобы буксируемый объект был к началу буксировки во всех отношениях готов к буксировке из места выхода в рейс и в продолжение всего рейса до места назначения.
Наниматель должен предоставить владельцу или капитану буксира по прибытии буксира к месту выхода в рейс свидетельство о пригодности буксируемого объекта к буксировке, выданное признанной сюрвейерской организацией. Однако владелец буксира не будет обязан осуществлять буксировку до тех пор, пока он не будет по собственному убеждению уверен в том, что буксируемый объект дифферентован, подготовлен, оснащен и готов к буксировке во всех отношениях.
Владелец буксира, в свою очередь, обязан приложить должную заботливость для подачи буксира к месту выхода в рейс в мореходном состоянии, во всех отношениях готовым к выполнению буксировки.
Владелец вправе заменить любой буксир или буксиры при условии, что основные характеристики субститутов подлежат предварительному одобрению со стороны нанимателя, однако в таком одобрении не должно быть необоснованно отказано.
Новая версия TOWCON сохраняет право нанимателя отказаться от договора (право канцеллинга), если буксир окажется не готовым приступить к буксировке самое позднее к полуночи даты, обозначенной в боксе 38 (п.5 Части ІІ TOWCON 2008).
Если владелец буксира предвидит, что буксир не будет готов, он должен незамедлительно известить об этом нанимателя. Право канцеллинга должно быть использовано в течение 48 часов после получения извещения владельцем буксира, в противном случае третий день после даты, указанной в извещении, будет считаться новой согласованной датой начала буксировки в соответствии с договором буксировки.
Наниматель организует за свой счет и обеспечивает владельца буксира всеми необходимыми лицензиями, полномочиями и разрешениями, которые требуются буксиру и буксируемому объекту для выполнения и завершения договорного рейса.
Итак, морское сообщество получило новую проформу договора международной буксировки, которая доступна на сайте BIMCO. Однако даже предпринятые корректировки и нововведения не решают всех вопросов, которые возникают при заключении конкретного договора.
Любая коммерческая буксировка — процесс нестандартный, то есть характеризуется своими особенностями. При этом договор буксировки должен учесть интересы каждой из сторон, стать сбалансированным документом, который будет четко регламентировать весь процесс.
Многообразие законодательных и регулятивных требований (внешнеэкономических требований, таможенных правил, различных трактовок понятия буксировки в национальных законодательствах и пр.), как и различная коммерческая практика оставляет место для внесения дополнительных условий при составлении договора буксировки. Подобные условия могут быть разработаны заранее, с учетом обычной практики компании, предоставляющей услуги буксировки.
С помощью специалистов на основе TOWCON 2008 может быть создан проект договора буксировки и дополнительные положения к нему (райдер), который будет отвечать всем условиям вашего конкретного бизнеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий